Увольнение системного администратора. Ч. 2- рекомендации

Увольнение системного администратора. Ч. 2- рекомендации


В прошлой статье мы рассказали о рисках и угрозах, которые возникают при увольнении системного администратора. Теперь, когда есть понимание проблемы, дадим несколько полезных советов, которые помогут снизить риски компании.

Увольнение системного администратораУвольнение системного администратора

1. Подготовьтесь заранее

К увольнению системного администратора надо готовиться заранее. Если он увольняется по собственному желанию, у вас будет время позаботиться о передаче дел ‑ это сделает смену обслуживающего специалиста менее болезненной для компании. Если вы увольняете системного администратора против его желания и назревает конфликт, то наши советы помогут уменьшить потери в случае его деструктивных действий.

2. Расставайтесь по-хорошему

Следует помнить, что системный администратор при желании способен парализовать работу предприятия, и доказать что-то будет крайне сложно, поэтому лучше расставаться без конфликтов. Если вы не читали прошлую статью о рисках при увольнении системного администратора, то рекомендуем ознакомиться.

Просто сделайте так, чтобы увольнение прошло корректно: ведите себя этично, выплатите все причитающееся, дайте хорошую рекомендацию на новом месте, если он этого заслуживает и т. д. Помните, что лучше избежать конфликта, чем иметь дело с последствиями ИТ-саботажа.

3. Проведите инвентаризацию

Вам необходимо понимать состав ИТ-инфраструктуры: сколько компьютеров, сколько серверов (физических и виртуальных) и за что каждый из них отвечает. Если вы никогда не проводили инвентаризацию в ИТ-отделе, то, возможно, полная опись всего железа будет слишком трудоемкой, но переписать как минимум все работающие элементы ИТ-инфраструктуры необходимо. Дополнительно будет полезным нарисовать функциональную схему, в которой отражены все значимые элементы ‑ это поможет легче понять, как все устроено, а новому специалисту быстрее принять дела и во всем разобраться.

Карта локальной сети организации.Карта локальной сети организации.

4. Сделайте резервную копию

Сделайте резервную копию важных данных на внешний носитель, например, внешний жесткий диск ‑ это страховка на крайний случай. Обязательно проверьте возможность восстановления. В дальнейшем системный администратор не должен иметь доступ к этому носителю.

5. Получите пароли

Получите пароли от всех элементов ИТ-инфраструктуры: оборудования, серверов, сервисов, баз данных, приложений и т. д. От чего требовать пароли, будет понятно после инвентаризации. Обязательно все проверьте, если необходимо, привлеките специалистов.

В случае если вы увольняете системного администратора против его желания, очень важно действовать аккуратно, т. к. ваша просьба передать пароли может быть расценена как угроза его положению в компании.

6. Найдите замену

Заранее подыщите замену увольняющемуся системному администратору. Это может быть специалист или обслуживающая компания, предоставляющая услуги ИТ-аутсорсинга. Договоритесь с новым специалистом о помощи в передаче дел. Чтобы не привлекать внимание, собеседования можно проводить в выходные или на нейтральной территории.

Кстати, ИТ-аутсорсинг лишен всех тех проблем информационной безопасности, о которых мы говорим. Процессы, связанные с информационной безопасностью, у профессиональных аутсорсеров, как правило, на более высоком уровне, а положения о конфиденциальности определены в договоре. Таким образом, делая выбор в пользу аутсорсинга, вы избавляете себя от большей части головной боли, но об ИТ-аутсорсинге мы поговорим в отдельной статье.

7. Постарайтесь передать дела

Если это возможно, наймите второго системного администратора заранее и постарайтесь плавно передать ему дела.

Решение о найме второго специалиста можно объяснить ожидаемым ростом компании в ближайшем будущем, желанием разгрузить имеющегося системного администратора, взяв ему помощника, или заботой о стабильности компании в случае форс-мажора ‑ все мы люди. В случае если инфраструктура передается на обслуживание аутсорсеру, скажите, что договор заключается на минимальную поддержку только в случае недоступности основного специалиста (отпуск, больничный и т. д.). Сфокусируйтесь на интересах сотрудника: незаменимые специалисты не должны покидать офиса, они не могут спокойно уйти в отпуск или заболеть, их не отправляют на обучение, не предлагают повышение и т. д.

8. Подпишите соглашение о конфиденциальности

Если у вас еще нет соглашения о конфиденциальности, постарайтесь подписать его. Оно не дает никаких гарантий, но возможно удержит сотрудника от опрометчивых шагов.

9. Смените административные пароли

Обязательно смените все пароли, к которым имел доступ системный администратор. Важно это сделать до того, как он уйдет, т. к. потом чего-то добиться будет крайне сложно. Имейте в виду, что смена паролей может пройти не совсем гладко и может потребоваться перенастройка части сервисов. При этом после смены паролей системный администратор уже не сможет выполнять свои функции, поэтому заранее позаботьтесь о квалифицированной помощи: это может быть новый специалист или обслуживающая компания.

10. Смените пароли всех сотрудников

После увольнения системного администратора все пароли сотрудников можно считать скомпрометированными, т. к. он часто знает пароли пользователей. В связи с этим, рекомендуем провести массовую смену паролей на предприятии, причем это касается всех без исключения информационных систем. Как минимум, следует сменить пароли тем сотрудникам, которые имеют доступ к ценной или конфиденциальной информации ‑ бухгалтерским документам, персональным данным, клиентским базам и т. д.

Надеемся, что наши рекомендации помогут безболезненно расстаться с системным администратором и избежать лишних проблем. В следующий раз поговорим подробнее о передаче дел от старого системного администратора новому.

Сервис звонка с сайта RedConnect